Образовательное учреждение

Коротко о наc

 

Тихоокеанский институт дополнительного образования  имеет большой опыт в обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных направлений.

 

 

Узнать больше
Редактируемая картинка

Качественное образование сегодня - залог успешного завтра

 

8(423) 254-17-97,

201-47-27, 2919-519

2541797@mail.ru, 2014727@mail.ru

 

Заказать обратный звонок

Профессиональные стандарты идут на смену квалификационным справочникам

 

124

 

 

   

            Правительство Российской Федерации приняло постановление от 22.01.2013 N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". Многие эксперты оценивают этот документ как закономерный и последовательный шаг на пути формирования новых профессиональных требований к работнику. В последнее время активно обсуждается вопрос создания в России системы профессиональных стандартов. Причины для данных дискуссий вполне объективны: давно назрела ситуация, при которой профессиональное образование существует в отрыве от бизнеса, а именно: те знания, навыки, которые получают студенты в учебных заведениях, зачастую не имеют прикладного характера, а обладают сугубо теоретической направленностью; выпускники не обладают набором необходимых практических навыков, умений; дипломированный специалист без опыта работы де-факто специалистом не является, он не имеет достаточной квалификации для того, чтобы непосредственно приступить к профессиональной деятельности и приложению полученных знаний на практике; существует качественный разрыв между спросом и предложением на рынке труда. И как результат диплом, свидетельство или иной документ об образовании не имеет практической значимости. По оценкам Роструда менее 40% выпускников высших учебных заведений трудоустраиваются по полученной в ВУЗе специальности. По состоянию на 19 декабря 2012 года в органах службы занятости субъектов Российской Федерации состоят на учете в качестве ищущих работу 42 129 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, а также 14 041 выпускник вузов. 

       Принятое Правительством Постановление в корне должно изменить положение дел.  

      Во-первых, проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями, их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Именно бизнес (потребитель) должен выдвигать своеобразный заказ на виды и качество трудовых ресурсов, необходимых на рынке труда. Очевидны и выгоды от данного процесса для каждой из сторон: бизнес получает квалифицированные кадры, в которых испытывает дефицит, без необходимости вложений собственных сил и средств на их обучение; повышаются качество и ценность образования; у работников появляется возможность профессионально расти; на замену рынку дипломов приходит рынок квалификаций и компетенций. На рынке труда частной охраны сложилась полностью противоположная ситуация. МВД взяло на себя не только оценку уровня подготовки кадров (квалификационный экзамен, периодическая проверка), но и сделало для себя возможным  лишать человека права на труд (лишение личной карточки охранника), без обязательного участия профсоюзных органов и работодателей.  

          Во-вторых, утверждены Правила, устанавливающие порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Установлено, в частности, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтруда России методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. До сих пор единого понятия профессиональных стандартов и порядка их разработки и принятия не выработано ни в законодательстве, ни в иных нормативных правовых актах. При этом профессиональные стандарты можно определить как нормативно-правовые акты, перечисляющие минимально необходимые и достаточные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности (профессии), позволяющие ему выполнять свои трудовые функции с приемлемым качеством. 

    До настоящего времени такими нормативно-правовыми актами остаются квалификационные справочники (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), принимаемые Правительством РФ, которые, как известно, носят рекомендательный характер и обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы ( ст.57 ТК РФ). 

           В-третьих, установлены источники финансирования разработки проектов профессиональных стандартов, как за счет бюджета, так и за счет собственных средств, порядок рассмотрения проекта и подготовки к утверждению. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтруда России с учетом приоритетных направлений развития экономики. 

       Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются проект профессионального стандарта и следующие документы: 

-- пояснительная записка к проекту профессионального стандарта; 

-- сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта; 

-- информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций. 

         По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет, созданный Минтрудом России, готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта. При создании проектов профессиональных стандартов за основу берется опыт европейских стран, которые в данной области уже достигли определенных результатов. В частности, там было введено понятие результатов обучения, которое стало центральным при формировании образовательных программ и системы обеспечения их качества. Результаты обучения формулируются в сфере труда, то есть работодателями, а в образовательном поле они оформляются в виде компетенций, интегрирующих знания, понимание, умения, опыт и отношения (ценностные установки). Именно результаты обучения позволяют формировать квалификации и структурировать их в виде рамки квалификаций.  

     При этом квалификация - это официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата/степени) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению определенных трудовых функций (то есть требованиям профессионального стандарта), сформированных в процессе образования, обучения, трудовой деятельности (обучения на рабочем месте и др.). 

          Итак, ключевым словом при создании профессиональных стандартов по европейскому образцу является слово "компетенция". При этом под компетенциями понимается довольно емкое определение, которое включает не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках профессии, специальности, квалификации), но и способность использовать ноу-хау, принимать самостоятельные решения в новых ситуациях при решении профессиональных проблем. 

        Принимаемые профессиональные стандарты могут быть дополнены и конкретизированы в локальных нормативных актах организации либо в документах социального партнерства любого уровня. 

       И, наконец,  профессиональные стандарты применяются: работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; при разработке в установленном порядке федеральных государственных норм и правил. На практике в связи с принятием новых профессиональных стандартов может возникнуть ряд вопросов. В частности, возможно ли будет отказать работнику в приеме на работу на основании того, что он не владеет определенным набором квалификаций и компетенций, определенных в профессиональных стандартах, а также в локальных нормативных актах, принятых в дополнение к данным стандартам. Как известно, ст. 65 ТК содержит закрытый перечень документов, которые работодатель имеет право потребовать от работника при заключении трудового договора, а ст. 64 ТК, в свою очередь, запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Вывод однозначен, разработка и принятие профессиональных стандартов потребуют внесения существенных изменений в трудовое законодательство.