КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЗАВТРА
Обучение по курсу Оказание первой помощи взрослым и детям
С 13 октября начало занятий
Главная \ Полезная информация \ Система управления охраной труда

Статьи

« Назад

Система управления охраной труда  06.12.2019 08:04

Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечения)

                В соответствии со ст.22ТК РФ,работодатель обязан:

            - соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права…;

            - обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

            Согласно ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность:     

            - создания и функционирование системы управления охраной труда;

            - информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья…

            В статье 209 ТК РФ приведены, среди прочих, следующие понятия:            

            Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

            Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

            - Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

            - Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

            - Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

            Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда РФот 19 августа 2016 года N 438н (Извлечения)

            СУОТ представляет собой единство: организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц (п.4);

            Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя (п.5).

            Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя(п.6).

            Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:процедуру подготовки работников по охране труда;процедуру организации и проведения оценки условий труда;процедуру управления профессиональными рисками; (п/п в и г п.8) 

            Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления (п.17).

            С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления (п.20)

            Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника (п.21)

            С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

            а) выявление опасностей;

            б) оценка уровней профессиональных рисков;

            в) снижение уровней профессиональных рисков(п.33) .

            Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов(п. 34).

            В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из следующих (28 опасностей):

            При рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями(п.36).

            Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п.37)

ПРИКАЗ РОСТРУДА от 21.03.2019 № 77

            Приказом утверждены Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, в соответствии с которыми:

            - руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечитьобязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем (п. 2.1);

            - управлению государственного надзора в сфере трудапри осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя; при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с не рассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации. (п.3.1 и п. 3.2) 

            3.Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в соответствии с абз. 4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения.

            4. Расследование несчастного случая проводится в соответствии с требованиями статей 227 - 231 ТК РФ, постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный N 3999) и приложения к нему (далее - Постановление N 73) и в целях установления обстоятельств и причин несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, выработки предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

            7. Учитывая пункты 4, 5 настоящих Рекомендаций проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ,

            8. Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:

            1-я часть - проверка документов СУОТ;

            2-я часть - проверка рабочих мест.

            В рамках проверки документов СУОТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

            В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

            Основным результатом… должно стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей, их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями).

            Обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием. В соответствии с пунктом 21 Типового положения, на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

            Исследование указанной процедуры позволяет определить круг лиц, виновных в нарушении установленных требований.

            Если отдельных локальных нормативных актов по расследованию несчастных случаев в организации нет, то в Положении о СУОТ организации может быть дана ссылка на то, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 - 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением N 73.

            Типовое положение не содержит определения понятия "инцидент". Следовательно, если организация относится к опасным производственным объектам, то целесообразно, учитывая требования Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разработать или сделать ссылку на локальный акт, устанавливающий порядок реагирования на инциденты.

            Главное требование к внутренним документам СУОТ - регулярный пересмотр на соответствие изменяющимся требованиям (как внешним, так и внутренним) и актуализация.

            В рамках внеплановой проверки проводится изучение вопросов оформления документов по данной процедуре и соответствие этих документов требованиям Типового положения.

            При проведении расследования несчастного случая проверка начинается с реализовавшейся опасности (какая опасность привела к получению травмы работником или его смерти).

            Далее производится оценка качества организации работодателем процедуры управления профессиональными рисками, т.е. оценивается полнота перечня выявленных опасностей, качество и адекватность используемого метода (методов) оценки уровня рисков, а также установленные уровни оцененных рисков, полнота и эффективность разработанных мер управления.

            По данной процедуре целесообразно иметь в виду следующее:

            - все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок;

            - средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей.

            Таким образом, с учетом понятий вредных и опасных производственных факторов, данных в статье 209 ТК РФ, работодатель обязан довести при проведении инструктажей информацию о результатах специальной оценки условий труда и идентификации опасностей.

            При недоведении данной информации до работника инструктаж не может считаться проведенным, а работник не должен быть допущен до работы.

            Согласно пункту 42 Типового положения, процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах (вредных и опасных производственных факторов по результатам проведенной специальной оценки условий труда и идентификации опасностей), уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях может осуществляться в форме:

            а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника (эта форма является обязательной в соответствии с требованиями статьи 57 ТК РФ и должна быть предусмотрена данной процедурой);

            б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте (эта форма является обязательной в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и должна быть предусмотрена данной процедурой);

            в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (эта форма при наличии у работодателя официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательной в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и должна быть предусмотрена данной процедурой);

            г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

            д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

            е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

            ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

            Первые три формы информирования работников должны в обязательном порядке содержаться в данной процедуре. Остальные - в зависимости от практики организации такой работы конкретным работодателем.

            В связи с тем, что безопасность работ подрядных и субподрядных организаций должна обеспечиваться генеральным подрядчиком (заказчиком), то при несчастном случае с работником подрядной (субподрядной) организации целесообразно исследовать системы управления охраны труда во всей цепочке организаций.

            Одним из основных условий этого процесса является участие работников, занятых на рабочих местах, на которых выявляются опасности, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы. Если представители работников не привлекались на этапе идентификации опасностей, это является нарушением пункта 34 Типового положения.

            14.2. В случае если опасность была выявлена и занесена в перечень (реестр), целесообразно проверить, установлен ли порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровня создаваемого ими риска. При этом должны учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (пунктом 36 Типового положения). Если такое упорядочивание и (или) установление приоритетности не проводилось, это является нарушением пунктом 35 и (или) пунктом 36 Типового положения.

            14.3. Далее необходимо изучить результаты проведения работодателем оценки уровней рисков, связанных с опасностями из перечня (реестра).

            Обязанность по управлению профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Следовательно, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов.

            Если риск, явившийся причиной группового, тяжелого или смертельного несчастного случая, был оценен как низкий (малозначимый, незначительный), необходимо получить разъяснения, какой метод используется работодателем для оценки уровня риска.

            В соответствии с пунктом 38 Типового положения, при оценке уровней рисков работодателем должно учитываться следующее:

            а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

            б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

            в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению.

            14.4. Следующим шагом является проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

            В соответствии с пунктом 39 Типового положения, к мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

            а) исключение опасной работы (процедуры);

б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

            в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

            г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

            д) использование средств индивидуальной защиты.

            Если опасность, послужившая причиной несчастного случая, была выявлена, риск оценен, но не были разработаны меры по устранению, снижению уровня или контролю уровня риска, это является нарушением пунктом 37 Типового положения (подпункт г), в котором говорится о том, что все оцененные риски подлежат управлению.

            Если в отношении данного риска были запланированы меры управления, но несчастный случай, связанный с данным риском, произошел, целесообразно проверить соблюдение работодателем требований подпункта д пункта 37 Типового положения к тому, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться. То есть работодатель должен любым подлежащим подтверждению способом обосновать проведенную оценку эффективности запланированного мероприятия.

            14.5. Иные выявленные нарушения, связанные с несчастным случаем.

1          4.6. Могут быть выявлены и другие нарушения в начале расследования, например, при проверке Положения о СУОТ работодателя и других документов, касающихся СУОТ.

            Однако при проведении расследования несчастного случая основным направлением, учитывая пункты 14.1, 14.4 настоящих Рекомендаций, является изучение вопросов, относящихся к обстоятельствам конкретного несчастного случая, в том числе управления профессиональными рисками применительно к опасностям, которые реализовались при данном несчастном случае.

            Следовательно, при расследовании несчастного случая комиссии (государственному инспектору труда) может быть затруднительно дать оценку соответствия СУОТ в целом у работодателя, включая соблюдение всех процедур, указанных в пунктах 8 Типового положения.

            Таким образом, появляется необходимость проверки всей СУОТ у работодателя, что реализуется через проведение внеплановой проверки в связи с несчастным случаем с применением Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ.

            Инициирование внеплановой проверки осуществляется в соответствии с разделом 7 Методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев, утвержденных 14.08.2017 уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости.

            16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

            16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

            17. Привлечение к административной ответственности.

            В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения…. Нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

            Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:

            Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 - 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ - за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ - за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

            Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

            Ст. 1.2. – задачамизаконодательства об административных правонарушенияхявляются в частности, защита законных экономических интересов… и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

            Ст. 1.5. – лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

            Ст. 2.1. - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

            Ст.2.2 формы вины:

            - умышленная, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

            -неосторожная, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

            Ст. 3.1 – административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, при этом административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

            Ст. 4.1. – при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

            Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

            1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

            1) отсутствие события административного правонарушения;

            2) отсутствие состава административного правонарушения…,

            Статья 26.1. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

            1) наличие события административного правонарушения;

            3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

            5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

            6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

            Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05.05.2017 по делу № 7/2-192/2017

            Фиксация факта выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна осуществляться в расходной ведомости. Выдержка из судебных актов: Как следует из материалов дела, работодатель обеспечивает работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, однако учет и контроль за их выдачей осуществляет путем фиксации не в личной карточке работника, а в расходной ведомости.

            Учитывая, что существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не допущено, цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений, в данном случае, может быть достигнута при вынесении устного замечания.

            Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 № 73-АД17-3

            Работодатель не исполнил обязанность по недопущению к работе работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование. Судья районного суда, проанализировав положения статей 76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, названного выше Перечня, а также обстоятельства, установленные по настоящему делу, пришел к выводу о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Вместе с тем с учетом того, что допущенное нарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, а также с учетом незамедлительного устранения работодателем нарушения в виде направления работника на психиатрическое освидетельствование и прохождения ею данного освидетельствования уже с результатом о пригодности к выполнению деятельности (работы) в условиях повышенной опасности, судья районного суда счел возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить учреждение от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

            Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13.02.2018 по делу № 7/2-50/2018

            Устранение нарушений до наступления срока указанного в предписании и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, отсутствие каких-либо негативных последствий следует принять во внимание как основания для изменения постановления должностного лица в части назначенного наказания, так как административный штраф в сумме 130 000 рублей, не соответствует характеру совершенного привлекаемым лицом административного правонарушения, выразившегося в невыдаче некоторых видов спецодежды, и онс учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера штрафа.

           

            Решение Московского городского суда от 24.01.2018 по делу № 7-0329/2018 Выявленные в ходе одной проверки нарушения, касающиеся допуска к работе разных сотрудников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности. Совершенное Обществом деяние образует единое событие и состав административного правонарушения. Выявленные нарушения касаются допуска к работе разных сотрудников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, применительно к данному делу не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности. Обстоятельства для привлечения Общества к административной ответственности выявлены в рамках одной проверки, по окончании которой составлен один акт проверки. Все постановления вынесены должностным лицом в один день. В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества работников, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.

            Верховный суд Российской Федерации. Дело  № 46-АД19-14

            Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерацииобадминистративныхправонарушениях в числе иных обстоятельств выяснениюпо делу об административном правонарушении подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения .
            Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
            Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела .

            Верховный суд Российской Федерации.Дело № 9-АД 19-44

   В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения , в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемоекадминистративнойответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной  статье.

            В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

            Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотябы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

            Предполагается, что при надлежащей системе управления охраной труда у работодателя, выявлении, идентификациии оценке опасностей по рабочим местам, разработкой мер по исключению или снижению риска,контролю, то есть управление рисками наряду с четким распределением обязанностей в области охраны труда на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием, в том числе на о работника, доведение до работников обязанностей, предусмотренной ст. 21 и 214 ТК, а также информации о всех возможных опасностях по его рабочему месту позволит либо   исключить ответственность юридического лица либо послужит объективным и обоснованным основанием для назначение наказания ниже низшего предела.