« НазадПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ИДУТ НА СМЕНУ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ СПРАВОЧНИКАМ 05.04.2018 15:30Принятое Правительством Постановление в корне должно изменить положение дел. Во-первых, проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями, их объединениями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Именно бизнес (потребитель) должен выдвигать своеобразный заказ на виды и качество трудовых ресурсов, необходимых на рынке труда. Очевидны и выгоды от данного процесса для каждой из сторон: бизнес получает квалифицированные кадры, в которых испытывает дефицит, без необходимости вложений собственных сил и средств на их обучение; повышаются качество и ценность образования; у работников появляется возможность профессионально расти; на замену рынку дипломов приходит рынок квалификаций и компетенций. На рынке труда частной охраны сложилась полностью противоположная ситуация. МВД взяло на себя не только оценку уровня подготовки кадров (квалификационный экзамен, периодическая проверка), но и сделало для себя возможным лишать человека права на труд (лишение личной карточки охранника), без обязательного участия профсоюзных органов и работодателей. Во-вторых, утверждены Правила, устанавливающие порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Установлено, в частности, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтруда России методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. До сих пор единого понятия профессиональных стандартов и порядка их разработки и принятия не выработано ни в законодательстве, ни в иных нормативных правовых актах. При этом профессиональные стандарты можно определить как нормативно-правовые акты, перечисляющие минимально необходимые и достаточные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности (профессии), позволяющие ему выполнять свои трудовые функции с приемлемым качеством. До настоящего времени такими нормативно-правовыми актами остаются квалификационные справочники (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих), принимаемые Правительством РФ, которые, как известно, носят рекомендательный характер и обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы ( ст.57 ТК РФ). В-третьих, установлены источники финансирования разработки проектов профессиональных стандартов, как за счет бюджета, так и за счет собственных средств, порядок рассмотрения проекта и подготовки к утверждению. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с перечнем групп занятий (профессий), утверждаемым Минтруда России с учетом приоритетных направлений развития экономики. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются проект профессионального стандарта и следующие документы: -- пояснительная записка к проекту профессионального стандарта; -- сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта; -- информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций. По результатам рассмотрения проекта профессионального стандарта экспертный совет, созданный Минтрудом России, готовит заключение с рекомендациями об утверждении, отклонении или о доработке проекта профессионального стандарта. При создании проектов профессиональных стандартов за основу берется опыт европейских стран, которые в данной области уже достигли определенных результатов. В частности, там было введено понятие результатов обучения, которое стало центральным при формировании образовательных программ и системы обеспечения их качества. Результаты обучения формулируются в сфере труда, то есть работодателями, а в образовательном поле они оформляются в виде компетенций, интегрирующих знания, понимание, умения, опыт и отношения (ценностные установки). Именно результаты обучения позволяют формировать квалификации и структурировать их в виде рамки квалификаций. При этом квалификация - это официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата/степени) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению определенных трудовых функций (то есть требованиям профессионального стандарта), сформированных в процессе образования, обучения, трудовой деятельности (обучения на рабочем месте и др.). Итак, ключевым словом при создании профессиональных стандартов по европейскому образцу является слово "компетенция". При этом под компетенциями понимается довольно емкое определение, которое включает не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках профессии, специальности, квалификации), но и способность использовать ноу-хау, принимать самостоятельные решения в новых ситуациях при решении профессиональных проблем. Принимаемые профессиональные стандарты могут быть дополнены и конкретизированы в локальных нормативных актах организации либо в документах социального партнерства любого уровня. И, наконец, профессиональные стандарты применяются: работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; при разработке в установленном порядке федеральных государственных норм и правил. На практике в связи с принятием новых профессиональных стандартов может возникнуть ряд вопросов. В частности, возможно ли будет отказать работнику в приеме на работу на основании того, что он не владеет определенным набором квалификаций и компетенций, определенных в профессиональных стандартах, а также в локальных нормативных актах, принятых в дополнение к данным стандартам. Как известно, ст. 65 ТК содержит закрытый перечень документов, которые работодатель имеет право потребовать от работника при заключении трудового договора, а ст. 64 ТК, в свою очередь, запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Вывод однозначен, разработка и принятие профессиональных стандартов потребуют внесения существенных изменений в трудовое законодательство. |