КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЗАВТРА
Новый порядок оказания первой помощи с 01.09.2024 года.
Главная \ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ \ Оценка профессиональных рисков-old

Оценка профессиональных рисков. Система управления охраной труда.

 

оценка риска

Оценка и управление профессиональными рисками

      Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209.

          Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. 

    В соответствие со Ст.212 ТК РФ: "Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда" (далее – СОУТ)

      Приказом Роструда от 21.03.2019 №77 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СОУТ. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации предписано обеспечить обязательное рассмотрение вопросов СОУТ у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

     Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования СОУТ в соответствии с абз. 4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н (зарегистрирован в Минюсте России 13.10.2016, регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение).
  Обязанность по управлению профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ.

       П.17. Приказа:

         Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Целью  оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011).

ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

Этап 1 - гигиеническая оценка и установление класса условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 Риск оценивают по категории 2 (подозреваемый).
Этап 2- анализ нормативно-технической документации на оборудование, технологические процессы, материалы и т.п., анализ литературы по условиям труда данной профгруппы (в т.ч. международных карт химической безопасности, листков опасности по профессиям, списков репротоксикантов и т.п.), а также привлечение имеющихся материалов - клинико-физиологических, лабораторных, экспериментальных и др., учет данных экспертиз, исследований, расследований.По этим данным риск оценивают по категории 1Б (предполагаемый).
Этап 3 - анализ профессиональной заболеваемости.
Этап 4 - анализ результатов периодических медицинских осмотров.
Этап 5 - анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности и т.п. по специальным программам.
Этап 6 - верификация класса условий труда, определенного на этапе 1, с учетом данных, полученных на этапах 2 - 5.
Этап 7 - расчет индекса профзаболеваний.
Этап 8 - шкалирование полученных данных по ЗВУТ, инвалидности, смертности, другим показателям.
Этап 9 - расчеты величин относительного риска RR, этиологической доли EF, доверительных интервалов 95% CI.
Этап 10 - оценивание риска и определение категории доказанности риска.
Этап 11 - заключение.
Этап 12 - рекомендации.

Кто может проводить оценку профессиональных рисков?

1. Самостоятельно, создав комиссию по проведению работы по оценке профессиональных рисков;

2. С привлечением сторонней организации, имеющей опыт работы по оценке профессиональных рисков.

Локальные акты, которые необходимо разработать по оценке рисков согласно Приказа №438н:

• Положение об управлении профессиональными рисками или Приказ о закреплении методики оценки рисков (с процедурой создания комиссии, идентификации опасностей, оценки рисков)

 • Документ о закреплении итогов оценки рисков (карта/отчёт)

• Отразить выявленные опасности и риски в СУОТ (перечень/реестр опасностей)

 • План мероприятий по устранению рисков

 • Порядок доведения итогов оценки рисков до работников.

Нормативно-правовые акты регламентирующие оценку профессиональных рисков

1. Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH-2001, которым установлено требование к вовлечению работников в процесс идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах (п. 3.10.2.2), а также к непрерывному совершенствованию процедуры по идентификации и оценки опасностей и рисков (п. 3.16.1.б). 
2. ССБТ. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Здесь также присутствует требование к вовлеченности работников (п. 4.4.3.2). В документе определены области, которые должна учитывать процедура оценки рисков: стандартные и нетипичные операции; влияние на подрядчиков и посетителей; поведение человека, изменения и др. (п. 4.3.1). Касательно методологии в документе определено, что оценка рисков должна быть проактивной. 
3. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска, которым определены общие принципы риск-менеджмента. 
4. ГОСТ Р 51901.23-2012. Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска. В документе приведен пример метода оценки риска по схеме «галстук-бабочка»: подход, основанный на анализе сценариев опасного события. Выполнение оценки риска опасных событий включает два этапа: базовую (качественную) скрининговую оценку и дополнительный детальный (например, количественный) анализ риска. В приложениях приведены критерии оценки вероятности, последствий и др. 
5. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Менеджмент риска. Термины и определения. Стандарт введен взамен ГОСТ Р 51897-2002, содержит термины и определения. Основные отличия: в ГОСТ «риск» - это сочетание вероятности события и его последствий; в текущем Стандарте «риск» - это следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей (п. 1.1). Появляется термин «владелец риска» - лицо или организация, имеющие полномочия и ответственность по менеджменту риска (п. 3.5.1.5). 
6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 – 2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. Стандарт содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска: в приложении А приведено краткое описание методов оценки риска, в приложении В - описание методов оценки риска. 

Место оценки и управления профессиональными рисками в системе охраны труда

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Данная услуга включает:

  • Анализ фактических условий труда по результатам специальной оценки условий труда с учетом данных производственного контроля и расчет показателей профессионального риска для каждого работника на основе фактических уровней воздействия всех имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, травмоопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты;
  • Углубленный анализ состояния здоровья работников с учетом возраста и стажа по результатам периодических медицинских осмотров, данных диспансеризации, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве с использованием компьютерных технологий и получением на этой основе показателей индивидуального здоровья, определение диспансерной группы;
  • Углубленный анализ профессиональной заболеваемости и производственного травматизма в организации;
  • Оценка вероятности травмирования на рабочем месте и обеспеченности средствами индивидуальной защиты
  • Разработка персонифицированных, профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий, режимов труда, реабилитации и коррекции здоровья работающих, возможности использования внутренних и сторонних источников финансирования, вероятных сроков получения положительного эффекта
  • Выявление и анализ ведущих факторов, влияющих на показатели здоровья в процессе трудовой деятельности
  • Оценка медико-социальной и экономической эффективности системы профилактических мероприятий

Стоимость услуги определяется индивидуально и зависит от вида деятельности организации, количества сотрудников.

 Возникли вопросы Звоните: +7 (423) 267-72-68,254-17-97, 201-47-37